В конце сентября гости из стран северной Европы и северо-западного региона России посетили тихий Онежский край с важным заданием. Мурманская команда «uncapitals» собрала vr-разработчиков, дизайнеров и исследователей для того, чтобы за несколько дней реализовать амбициозный и уникальный проект - создать VR версию музея о Поморье.
UNCAPITALS - это международная арт-резиденция для творческих людей из Северной Европы и Северо-Запада Росиии, реализуемая при поддержке The Nordic Committee for Children and Young People NORDBUK и The Norwegian Barents Secretatiat. В основе проекта лежит идея переноса культурных центров из традиционных «столиц» в регионы. Он призывает по-новому взглянуть на жизнь и эстетику маленьких городов, вдохновить артистов на работу в суровых условиях севера.
UNCAPITALS изначально задумывался как один из многих проектов команды FRIDAYMILK Мурманск. Сейчас он уже вырос в нечто совершенно особенное и самостоятельное. UNCAPITALS сегодня - это философия, резкий ответ на жалобы тех, кто считает, что веселье и красота творятся исключительно в столицах. Команды кураторов и участников ежегодно меняют состав, но каждый раз их главной целью остается вдохнуть новую жизнь в, казалось бы, богом забытые места.
Для нас важнее всего - показать жителям регионов, что у северной провинции есть огромный потенциал, что необязательно убегать в столицы для того, чтобы развиваться и классно веселиться. Многие жалуются, что в их городах не происходит ничего интересного, поэтому мы призываем людей творить и преображать пространство.
Особенность UNCAPITALS в изменчивости и постоянном преображении. Мы стараемся сделать так, чтобы никто из участников не выполнял одну и ту же задачу дважды. То есть, например, в том году человек приехал как артист, а в этом - уже как куратор или эксперт по одному из направлений.
Впервые проект прошел в 2015 году в промышленном моногороде Мурманской области - Апатитах. Год спустя команда посетила Олонец, а в 2017-м гостей принимает Онега. Каждый раз команды черпают вдохновение в романтичной, а временами и мрачной постсоветской обстановке периферийных городов.
Этой осенью задача перед участниками стояла весьма непростая - за два дня планировалось разработать концепт музея о Поморье. Ребята, никогда не встречавшиеся прежде, должны были выжать из себя максимум и в короткие сроки представить публике нечто.
В итоге получился коллективный арт-проект на грани вымысла и реальности, смешивающий исторические факты и мифологию, новейшие технологии и искусство, современную поп-культуру и традиционный быт жителей Поморья.
Для Онежского края и Архангельской области в целом это прорыв, потому что то, что будет представлено по окончании всех доработок, будет кардинально отличаться от всего, что мы привыкли считать музеем в традиционном понимании.
Команды исследователей (состоящие из журналистов, кураторов и художественных критиков) и непосредственно VR-платформа (программисты, разработчики, веб-дизайнеры и художники) трудились под руководством опытных экспертов:
Является частью команды «Agens», занимается разработкой приложений, игр, и стратегического дизайна.
Режиссер и продюсер, является программным директором первого российского кинофестиваля кино виртуальной реальности «EMC VR FILM Festival» и шведского «VR Scientific Festival». В настоящее время работает как независимый продюсер проектов, связанных с распространением кино и видео в формате 360.
Куратор инклюзивных программ музея современного искусства «Гараж», является одной из авторов и создателей независимого онлайн-журнала о современной культуре и искусстве «Aroundart».
Сбор участников прошел в Архангельске 21 сентября. Оттуда и началось «нестоличное» приключение. Спустя пять часов езды по разбитой ухабистой дороге делегация прибыла на «родину сёмги».
Атмосфера в городе буквально отражает основные ценности философии UNCAPITALS. Жизнь в этих краях тихая и размеренная. Скорее всего, на это влияет онежская природа, которая по праву считается здесь главной достопримечательностью. Таинственный лес и выход к морю будут на расстоянии вытянутой руки, куда бы вы ни пошли. В городе много чарующих мест, где чувствуешь себя оторванным от реальности. Он сам по себе действительно оторван от реальности, потому что попасть туда из-за ужасной дороги непросто. Уличное освещение есть не везде, кабаки и трактиры были включены в обзорную экскурсию. Онега пустеет год от года, потому что молодёжь старается уехать при первой возможности. Остаются взрослые и стареющие люди, они и подстраивают город под себя, сами того не осознавая.
Своеобразным офисом для участников проекта стал местный Дом культуры. Коворкинг-зоной и конференц-холлом был просторный зал, где обычно занимается театральный кружок. Кроме оркестра пенсионеров и девочек, репетирующих гоу-гоу связки под песни Земфиры, с нами никто не соседствовал.
VR-музей создавался с нуля, вначале у команд не было ни малейшего представления о том, как все должно выглядеть. Прежде всего решили провести с мозговой штурм на тему того, что нас всех бесит или радует в обычных музеях, чтобы не допустить основных ошибок. Так было принято сделать музей о Поморье максимально интерактивным и постараться избежать монотонности в повествованиях.
Группы «исследователей» и разработчиков объединились в пять небольших команд, каждая из которой занялась разработкой конкретного музейного «зала».
Каждый зал будет посвящён особенностям поморского быта: фольклору, истории торговых отношений с Норвегией, морскому промыслу - в общем, жизни в суровых условиях русского Севера. Все это будет наполнено фантастической анимацией и забавным интерактивом. Например, каждому залу соответствует определённый предмет (фольклор и поморские частушки символизирует панка). Рядом с каждым символом лежит полено, и чтобы попасть из «центрального холла» музея какой-то конкретный зал, нужно растопить большую печку. Попав поленом в огонь, вы сразу перенесётесь в нужную комнату.
Участники провели много часов за поиском необходимой для этого информации, общаясь с местными и штудируя кучи книг. Неоценимую помощь оказал Онежский исторический музей. Именно его «скелет» лежит в основе виртуального.
Участником проектов от UNCAPITALS может стать любой желающий в возрасте от 18 до 35 лет, сносно владеющий английским и умеющий писать/рисовать/сочинять или программировать. Основной целью организаторов всегда является знакомство творческих умов и вдохновение их на дальнейшее сотрудничество.
В этом году состав участников был, как всегда, разнообразный - в северную глубинку приехали гости из Финляндии, Швеции, Норвегии, Петербурга, Петрозаводска, Мурманска и Архангельска. Для многих онежское приключение стало первым опытом такого рода, но абсолютно все вернулись домой совершенно счастливыми.
Меня впечатлила организация всего мероприятия, ведь я до последнего не понимала чего ждать. C виртуальной реальностью я до этого почти не работала. Но нами руководили очень талантливые ребята. Мы разделились на группы, где каждый выбрал себе наиболее интересное направление. В моей группе мы исследовали поморский фольклор. В поисках нужной информации мы даже отправились в маленькую деревню Ворзогоры, где девяностолетний дедушка рассказывал нам сказки про корюшку!
Я вернулась максимально вдохновленной всем произошедшим. Я еще никогда не видела в одном месте столько открытых, интересных и неравнодушных людей. Думаю это главная идея всего проекта UNCAPITALS - тебе совершенно необязательно покидать родной дом, мигрировать в столицы, - ты можешь делать все, о чем так мечтаешь здесь и сейчас. А такие проекты как раз-таки заряжают тебя на решительные действия.
Я узнал о проекте от своей коллеги. Сперва я мало что понял, но все равно решил подать заявку. И не пожалел об этом ни на секунду! Хотя мне и кажется, что у меня была самая простая задача, я доволен проделанной работой. Надеюсь, что остальные участники тоже. Для меня все прошло фантастически, было невероятно весело посетить новые места и встретить замечательных людей!
Приключение получилось отличное, мне очень близка идея организаторов - попытка сместить внимание культурного производства с экономических центров на периферию. Это особенно актуально в нашей стране, которая с одной стороны чрезмерно централизована, а с другой - обладает богатейшим наследием в регионах. Самым ярким впечатлением для меня оказались личные встречи - общение с местными жителями и другими участниками конференции.
Наша команда занималась исследованием устной народной культуры Поморья и воссозданием этих образов при помощи технологий виртуальной реальности. В своей работе мы исходили из двух основных задач. Во-первых, постараться не репродуцировать стереотипы и собирательные образы, причисляемые в поморской культуре, а найти источники и артефакты, действительно уникальные для данного региона. Во-вторых, придумать формы культурного потребления отличные от привычной колониальной модели, формы некоторой ответственности и соучастия, которые принесут пользу региону, а не только заберут его частичку на обозрение публике.
В рамках трехдневной конференции получить конечный результат такого амбициозного проекта невозможно, однако созданные нами и другими командами прототипы более чем убедительны и мы будем рады возможности продолжить работу над этими проектами.
Москва не сразу строилась, и нескольких дней, безусловно, недостаточно, чтобы претворить в жизнь нечто такое амбициозное и масштабное, как интерактивный VR-музей. За время пребывания участников в Онеге он вырос из абстракции в чётко спланированную идею, и теперь командам предстоит лишь довести дело до совершенства, но теперь уже дистанционно. На это потребуется не больше месяца, а затем проект будет официально представлен в Онеге, Архангельске, Петрозаводске и Мурманске. После этого, познакомиться с историей русского Севера смогут и наши европейские друзья.
Если вам тоже хочется приобщиться к прекрасному - следите за новостями «НЕСТОЛИЦ» в соц.сетях (vk ,fb, inst), оставайтесь открытыми, преображайте реальность и не стесняйтесь подать заявки на следующие проекты! Ребята всегда рады новым друзьям!